Гжельская роспись: история, виды росписи, цвета и элементы
Застывшие узоры на белом снегу, трогательные сцены сельской жизни, незатейливые, но очаровательные пейзажи, изысканный стиль и особый «характерный» штрих…


История торговли
Искусство живописи названо в честь живописного Подмосковья, также известного как «Гжельский куст», в который входят 27 деревень. Более 700 лет гжельские мастера создают настоящие произведения искусства — посуду, статуэтки и предметы интерьера, расписанные яркими декоративными элементами с изображением цветов, животных и пейзажей. Все работы выполняются исключительно вручную и поэтому имеют большую ценность. Машинной гжельской росписи нет. Каждое произведение оригинально и отражает вложенные частицы души художника.
Здесь издавна развивалось гончарное дело, а ценная глина добывалась с середины 17-го века. В то время природный материал использовался в медицинских целях или, точнее, для «алхимических инструментов». До середины 18 века в Гжели были распространены такие изделия, производимые в то время, как посуда, кирпичи, керамические трубы, глазурованная плитка и даже детские игрушки. Однако на рубеже веков Гжель стала самым мощным центром производства майолики в России. Даже Михаил Ломоносов писал о неповторимой белизне гжельской глины.
Майолика — это вид керамики, изготовленный из обожженной глины (фаянсовых отходов) с глазурью.
Начиная с 19 века, в Гжели производили полуфабрикаты. Это был период перехода от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В декоре использовалась подглазурная роспись, характеризующаяся насыщенными синими оттенками, монохромными узорами, разноцветными надглазурными красками, насыщенным золотом на фоне и характерным кобальтовым покрытием.
Виды гжельской росписи.
- Люботная Гжели. В 18 веке самым известным типом была Гжель Лубочная. Развитие этого жанра связано с тем, что многие мастера начали обучаться ему на фабрике Гребенщикова в Москве. Для украшения тарелок использовались зеленый, желтый и синий цвета. Также использовался фиолетово-коричневый цвет на белом фоне. В основе изображения лежал образ Румбока, который был очень модным в то время. Например, в центре картины изображены птицы, люди, животные и дома. К сожалению, это ремесло больше не развивается, и профессию гжельских мастеров можно считать утраченной.
- Надглазурная. Старинный и очень красивый вид мастерской живописи. Учитель наносит краски непосредственно на холст. Это было трудно и требовало много работы. Кроме того, обжиг продукта должен был осуществляться в три или четыре этапа. Цена такой посуды очень высока, но перекрашенная гжель выглядит как царская посуда.
- Глухой кобальт. Менее привычный для традиционного понимания гжель, но все же самостоятельный жанр. Некоторые сравнивают глухой кобальт с известным гжельским зеркальным изображением. Ремесленник наносит кобальт на всю поверхность и покрывает ее глазурью. После обжига все изделие окрашивается в белый и золотой цвета.


- Кость и белый фарфор. Еще один красивый стиль гжельского искусства — чисто белая посуда с золотыми узорами. Золото углубляет белизну и, кажется, подчеркивает хрупкость и нежность.
- Традиционная живопись. Бело-голубая гжель является народным промыслом и признана во всем мире как самое известное ремесло. Также известен как «русский голубой». Учитель рисует специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кисти. Затем окрашенное изделие окунается в белую глазурь и обжигается в печи. После обжига ганома превращается из белой в прозрачную, приобретает глянцевый блеск и прочность, раскрывая дизайн с максимальной яркостью.
Цвета гжельской росписи
Существуют различные мнения о том, почему мотив «синее на белом» был наиболее успешным для гончаров Гжели. Молочно-белый цвет фарфора и голубоватый цвет свитков настолько узнаваемы, что их может узнать даже ребенок. И, как уже говорилось, существуют различные виды живописи, чья цветовая палитра не столь ограничена.
Многие версии правдоподобны, и смесь из них может быть правдой. Синий цвет был наиболее удачной цветовой комбинацией с Ganoma. Другие цвета не всегда хорошо сочетались, и некоторые детали пришлось отбросить. Синий цвет, с другой стороны, прекрасно сочетался. Несомненно, живопись в оттенках белого и синего была в то время всемирной тенденцией. Яркими примерами этого являются знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор.
Смешивание этих двух цветов позволяет получить множество оттенков. Мастера используют как контрастные переходы и растяжку штрихами, так и сильные темно-синие тона.
Элементы гжельской росписи
Главное правило техники гжельской росписи — только ручная роспись. Гжельские художники используют белые, голубые и светло-голубые цвета. Синий цвет используется в более чем 20 оттенках, так как майолика бывает пяти цветов (белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта) и вишневый (марганцевые моли)).
Основные приемы и элементы гжельской росписи:
- Ситка. Возьмите кисть с длинным тонким ножом и работайте только кончиком. Мелкие детали фигуры шинковали: кудри, волны, которые являются основными мотивами гжельской росписи.
- Китайское прикосновение. С помощью одной кисти можно использовать два цвета (или один цвет за один раз, но с полимеризацией волос). Элементы набрасываются кистью так, чтобы насыщенность поверхности плавно переходила в насыщенность.
- Штрих с тенью. Цвет наносится кистью, сначала берется нужная пропорция синего и белого и регулируется количество краски в волосах. Синие области всегда должны оставаться темными и насыщенными во время мазка кистью, в то время как более светлые области действуют как ореол, рассеивая свет.
Используя специальный алфавит движений, нанесите орнаменты, в которых каждый учитель может обладать уникальными характеристиками. Большинство дизайнов основано на кляксах, изображающих листья, стебли и цветы. Каплевидные штрихи — это мазки спиной в одну сторону с переходом от более темных к более светлым оттенкам.
