Мастер-класс «Узелковый батик». Методическая разработка открытого мероприятия для учителей города.
3. формировать эмоциональную сферу участников семинара.


Практические навыки: домашнее задание. Сделайте салфетку, используя технику узелкового батика.
Материалы и инструменты: белая ткань, маркеры, краски, нитки для завязывания узелков, емкость с водой, жиронепроницаемая бумага, образцы работ, кисть, фен, ножницы, перчатки.
Форма работы: индивидуальная.
Курс мастер-класса.
1. момент введения :
— Приветствую вас.
— Уважаемые коллеги, в своем мастер-классе я хочу предложить вам один из уроков, которые мы проводим в Студии искусств и ремесел. Я надеюсь, что вы проведете отведенное вам время в хорошем настроении и будете успешны в своей работе. Сегодня вы станете новым учеником, впервые пришедшим на занятия в студию Knotty Batik.
2. презентация темы занятия :
(для ознакомления с материалами и инструментами для узелкового батика).
— 1. знакомство с узлами для батика.
Юзельский батик окрашивается, а не рисуется на ткани. Его использовали во многих странах, включая Индию, Японию и Китай. В Индии его называли «бандана» (галстук), а в Японии «тибари» (завязать узел). Как вы понимаете, название этой техники происходит от слова «узел». Это самая старая техника батика. Его появление предсказывали с VIII века, а родиной считается Индокитай. Завязывая отдельные куски ткани узлами, можно придать ткани различные цветовые эффекты. Узелковое крашение используется для создания одноцветных или многоцветных эффектов на материалах одежды и украшениях. Идея заключается в том, что перед окрашиванием ткань складывается определенным образом и обвязывается прочными нитками (хлопковыми, шелковыми или льняными) или тонкими веревочками. Затем ткань окрашивается в соответствии с техникой гладкого крашения. В России батик появился в 20 веке и использовался для украшения интерьера. Шторы, абажуры, покрывала, скатерти и стены — все это богато украшено техникой батика.
Например, в 1970-х годах молодые люди красили футболки, используя узелковую технику восковой краски, которая превращала их из белых и серо-голубых в цветные, что стало последним «модным бумом», а в последующие годы «джинсы» вошли в моду». Техника.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, разноцветные полосатые блузки, футболки, шарфы, банданы и платки. Сегодня батик становится все более популярным видом искусства во всем мире.
Существуют различные виды батика.
— Техника горячего батика (парафин),.
— Техника холодного батика (запасные части),
— Печатный батик (штамповка, трафаретная техника), и
— Батик Техника узлов (узлы).
— 2) Знакомство с тканями.
Рекомендуется использовать хлопчатобумажные ткани: бязь, ситец, сатин, тонкие простыни. Ткань должна быть белой или яркой расцветки, предпочтительно однотонной или с мелким набивным рисунком (точки, полоски). Подходят бывшие в употреблении ткани, которые были сожжены или потеряли свой блеск. После освоения окрашивания сложных узлов можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозные ткани. Все ткани, используемые для батика, не должны быть смешаны с синтетическими или искусственными волокнами. Это связано с тем, что такие волокна требуют более сложного крашения. Если ткань содержит смешанные волокна, то при использовании анилиновых красителей синтетические волокна не окрасятся. Это означает, что в результате получится не четкий, а размытый рисунок.
— 3.Знакомство с красками.
Knot Batik использует анилиновые красители для хлопчатобумажных тканей, продаваемых в его магазинах. Краситель может быть изготовлен из натуральных материалов. Кожура лука имеет желтый или коричневый цвет, а листья крапивы — темно-зеленый.
— 4. тонкий шнур или прочная нить — подготовка ткани к окрашиванию.
— 5. вспомогательные предметы: мелкие камешки, яичная скорлупа, кусочки дерева, плоские доски, прищепки, пробки для герметизации, можно использовать пластиковые коробки и крышки.
3. Знакомство с техниками выполнения узелкового батика
Существует несколько основных методов подготовки ткани к окрашиванию.
1. способ завязывания.
Этот метод основан на механическом связывании теста. Ткани могут быть собраны в произвольном порядке, уложены и перевязаны нитью или завязаны в разных местах.
Тип сборки и способ связывания нитей определяют окончательный дизайн ткани. При окрашивании ткани краситель не касается нитей. Ткань может быть окрашена поочередно различными красителями. Чтобы получить многоцветный узор, после каждого окрашивания нити необходимо дополнительно завязывать на уже окрашенном участке ткани.
2. метод скручивания.


Ткань плотно скручивается, а затем завязывается ниткой.
3. метод сгибания и скручивания.
Ткань складывается в определенном порядке. Ткань можно складывать в форме гармошки, квадрата или треугольника.
Сложенная ткань перевязывается ниткой и закрепляется прищепкой или зажимом.
Ткань может быть полностью пропитана раствором красителя или окрашена частично.
4. как сшить ткань
Выкройка предварительно пришивается к ткани, а затем обвязывается нитью. Эти узоры более четкие и выразительные. Узоры можно вышивать черной нитью. Это создает дополнительный эффект, так как черная нить окрашивает ткань при кипячении.
4. смысл деятельности
— Сегодня вы научитесь некоторым приемам техники узелкового батика. Некоторые из них я вам покажу, некоторые вы сможете сделать по собственному желанию, используя планирование и подручные материалы. Это в моей коробке. На наших уроках ваша фантазия будет самой важной частью вашей работы, но материалы для изобразительной деятельности, которые вы будете воображать и придумывать, — это ткани и краски.
5. практическая подготовка
— Чтобы начать одну из техник батика «Спиральный узел», необходимо намочить ткань (см. образец). Возьмите кисть в руку, положите ее на середину ткани и начните закручивать ткань вокруг кисти (продемонстрируйте технику).
Когда вся ткань будет скручена, снимите кисть и закрепите комки ниткой.
6. практическая деятельность. Нанесите рисунок на ткань.
— Выберите цвет, который вам больше всего нравится сегодня.
Помните, что существуют также холодные цвета — это синий, фиолетовый и голубой. Если в вашей палитре нет фиолетового, можно взять смесь красного и синего. В зависимости от того, какое количество фиолетового цвета вам необходимо, добавьте это количество цвета в красный. Теплые цвета — это красный, оранжевый и желтый. Если оранжевый цвет отсутствует в палитре цветов, его можно получить, смешав красный и желтый. Мойте кисть каждый раз, когда меняете цвет.
Участники мастер-класса создают узор «спираль» и закрепляют ткань нитью.
— После окрашивания рекомендуется дать ткани высохнуть, прежде чем развязывать узел. При необходимости это можно сделать сейчас. Вырежьте узелки с помощью маникюрных кусачек и высушите ткань феном.
7. выполнять работу самостоятельно.
— Новая работа художника начинается с выбора темы для произведения. Особое значение на этом этапе имеет конкретная информация, содержащаяся в нарисованных элементах, а также декоративный образ и эмоциональное настроение, которое художник пытается передать с помощью различных художественных средств. Различные художественные и технические средства, как декоративные, так и хроматические, могут быть использованы для передачи различных настроений, таких как легкость весны, импульсивное движение или спокойная стабильность. Хорошо скоординированный и продуманный композиционный план является основой для создания произведения искусства. Начать следует с полноразмерного или уменьшенного эскиза композиционного решения. Не рекомендуется создавать дизайн для одной четверти или одной половины произведения. Это связано с тем, что некрасивые стыки между отдельными частями образуются уже потом. При разработке декора решите, какие части изделия будут нести основную декоративную и цветовую нагрузку. Например, это может быть по краям шарфов, тканых или вышитых полотенец, бегунков и украшений. По краю или по центру изделия, вдоль горизонтальных и диагональных полос — в шарфах украшается центральное поле или, наоборот, основной акцент декора приходится на край.
Участникам предлагается следовать одному из узоров, предложенных в технической карте мастер-класса.
Во время практического занятия участники будут работать индивидуально с участниками мастер-класса.
6. подведение итогов урока
— Понравилось ли вам это занятие? (Ответ.)
-Понравилось ли вам занятие? (Ответ)
7. заявление студента.
Техника вязания узлов доступна, проста в исполнении и может быть освоена без художественных навыков, поэтому ее можно использовать для кружковой работы с учащимися или в качестве факультатива на уроках технологии.

