Жостово фабрика
История жостовского промысла берет свое начало в начале 19 века. Мастерские были созданы в московских селах и деревнях — Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое — в частях бывшей Троицкой волости (ныне Муйтышский район Московской области). Изготовление окрашенных предметов из бумаги. Происхождение жостовских расписных дисков связано с фамилиями братьев Вишняковых.


В прейскуранте Вишняковых указано, что «предприятие братьев Вишняковых по изготовлению эмалированных металлических подносов, подставок для печенья, подносов, футляров для бумаги, портсигаров, чайников и альбомов существует с 1825 года».
В 1830 году в Жостово и окрестных деревнях увеличилось производство дисков. Появились первые кованые металлические диски, украшенные изображениями цветов.
Железные диски постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки в мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечило магазинам стабильный рынок сбыта и позволило обойтись без посредников-покупателей. Все материалы, необходимые для производства, также были закуплены в Москве.
Основной мотив жостовской росписи — букет цветов. Оригинальное искусство жостовских мастеров сочетало реалистическое восприятие живых форм цветов и плодов с декоративным обобщением, близким к русской кистевой росписи — стволы, берестяные топоры и топорики.
В 1922 году в деревне Новосельцево была основана Новосельцевская рабочая алтея, где производились лакированные железные диски.
В 1924 году в Жостово были организованы «Жостовский альтер» и «Особые ремесленники».


В 1925 году — в селе Троицкое одновременно с «Варнишиком» — роспись диска артели «Самоделкин». Все это было интегрировано в специальный промысел «металлический диск» села Жостово в 1928 году. В 1960 году была создана Жостовская фабрика декоративной росписи.
В советский период стремление превратить искусство росписи дисков ручной работы в художественную дисциплину и превратить его в арт-объект определяло основные направления творческих поисков. Навыки и идеологическая согласованность.
В 1920-х и 1930-х годах возникла основная послереволюционная художественная тенденция: радикальная трансформация традиционного крестьянского духа ремесленника и его архаичного выражения в виде старомодной дисковой живописи. Идея Музея ремесел о качественном улучшении стиля дисковой живописи путем написания предметов на мольбертах и привлечения известных художников к работе над домашними ремеслами была успешно реализована. В ремесленных упражнениях диски, созданные различными профессиональными художниками (М. Нестеров, Б. Ланге, П. Кончаловский, П. Соколов-Скаля, И. Машков, А. Куприн и другие) или по их рисункам и эскизам Показаны диски, созданные по их чертежам или эскизам. Старые мастера. Эти диски, служившие образцами передового мастерства для мастеров художественного ядра, являлись образцовыми произведениями профессионального искусства, но были специально созданы талантом художников, создавших их в так называемой «неопримитивистской» декоративности и особенностях стиля масляной живописи старых пластинок. так, чтобы они были учтены.
Государственная система культурных и художественных ценностей советского периода обусловила необходимость создания тематических произведений идеологического характера. Для художников-дискаторов абстрактное восприятие окружающего мира и идеализация жизненных явлений означали, что они могли рисовать только ботанические мотивы. Разнообразие сельской традиции дисковой живописи в основном ограничивается самыми невинными и нейтральными букетами цветов.
В 1950-х и 1960-х годах новое поколение профессиональных художников (потомки местных художников и фальшивомонетчиков, генетически приспособленных к искусству и ручному труду) пришло на смену старым мастерам и быстро разработало целую антологию новых стилей, соответствующих современным концепциям. Народное искусство. 1970-80 годы были периодом расцвета этого стиля с наивысшей славой художественной росписи и жостовского искусства на диске Подмосквы. Он был основан на старых образцах декоративных цветочных композиций с наборами садовых цветов («концентрированные букеты», «драпированные букеты», гирлянды и венки).
Художественная роспись дисков приобретает все больший престиж и популярность, причем не только в изделиях массового производства, но и в уникальных творениях престижных мастеров, которые все больше привлекали внимание на многочисленных национальных и международных выставках.
За свою историю жостовский диск превратился из предмета быта в самостоятельную декоративную поверхность, а это ремесло, служившее когда-то опорой сельского хозяйства, приобрело статус уникального русского народного искусства.
Сегодня особенностью развития фабрики является серьезное отношение к использованию практического опыта и теоретических знаний, владение всеми техниками, сформировавшимися за годы работы под влиянием старой школы и традиций «лакового дела». Необходимость внимательного изучения особенностей предварительной технической работы в сложном процессе подготовки дисков к покраске. Художник уделяет серьезное внимание постоянной разработке эскизов различных цветочных композиций. Художник старается передать характер и красоту каждого растения — садовых и полевых цветов, ветвей и трав.
Сегодня в Жостово появляется все больше декоративных росписей. Это не означает, что жизнь растений лишена трудностей и проблем. Они присутствуют во всех областях нашей культуры и должны противостоять сегодняшней зараженной коммерциализации. Жостово подражает и пытается подражать стилю автора и даже маньеризму художника. Команда, работающая на фабрике, имеет высокий профессиональный уровень, достигнутый годами упорного труда и творческого поиска, совершенствуя мастерство и постоянно ориентируясь на лучшие образцы наследия старых мастеров. К этому следует добавить изучение истории искусств, классического натюрморта, различных видов русского прикладного и народного искусства, чтобы пополнить «творческую копилку» учителя. Преданность и приверженность учителя своему ремеслу передается молодым, поощряя новые поколения передавать навыки и прокладывая путь к будущей жизни в отрасли.

