Жостовская роспись


История жостовского промысла берет свое начало в начале 19 века. В то время производство предметов, расписанных из бумаги, было налажено в мастерских в нескольких подмосковных деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Муйтышский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое. Происхождение дисков, расписанных Жостово, связано с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте семьи Вишняковых указано, что «фабрика братьев Вишняковых, производящая лакированные металлические подносы, орешки, подносы, бумажные футляры, табакерки, табакерочки, чайники, альбомы и другие работы, существует с 1825 года».
Основной мотив жостовской росписи — букет цветов. Оригинальное искусство жостовских мастеров сочетает реалистическое восприятие цветов и плодов в живом виде с декоративным обобщением, напоминающим русскую кистевую роспись на стволах, берестяных топорах и топориках.
Он был основан на более старых образцах декоративных цветочных композиций с наборами садовых цветов («собранные букеты», «букеты на ткани», гирлянды и венки).
Художник рисует композицию букета широкой кистью на рабочем столе подноса. Создавая букет, художник руководствуется красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, а также ритмичным расположением красочных точек.
Букеты Jostobo по своей сути яркие. В дополнение к традиционному черному фону выпускаются красные, синие и зеленые цвета, а обод диска украшен легкими раскрывающимися цветочными украшениями.
Диск Jostobo вдохновлен лучшими мастерами отечественного ремесла, которые бережно хранят эксклюзивность и многовековую преемственность традиций. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный букет Jostobo.
Каждому кованому диску, произведенному на заводе, присваивается специальный номер. Качество кованых дисков подтверждается сертификатом. Кованые диски упакованы в оригинальную подарочную коробку ручной работы и подарочный пакет. Откройте для себя таинственный и увлекательный мир традиционного Жостово и насладитесь его красотой и цветовым разнообразием.


Как создаются поддельные жостовские диски?
Исторически сложилось так, что производство жостовских дисков осуществляется вручную (холодная ковка). Кузнец вырезает форму диска ножницами по металлу, вырезает лезвие специальным молотом, сплющивает диск и выковывает лезвие на специальном станке.
За более чем 200-летний период было собрано более 150 форм «скатерти», от маленьких до больших. Каждая форма имеет свои уникальные пропорции. Мода между ними также определяет правила.
Сегодня производство некоторых форм механизировано. Сначала металлические листы разрезаются до нужного размера, затем с помощью пресса формируются овальные, круглые, прямоугольные, восьмиугольные и даже «гитарные» формы. В настоящее время этим методом изготавливается 32 формы дисков, остальные по-прежнему отбиваются вручную.
После ковки прутки обезжириваются, обрабатываются шпонками и тщательно шлифуются, чтобы поверхность была очень гладкой. Нанесение металлической грунтовки является обязательным. Затем заготовка дважды покрывается черной эмалью. Каждый слой грунтовки и эмали хорошо сохнет и растирается.
Черный и светлый лак был завезен в Россию из Японии и Китая 400 лет назад. Русские мастера адаптировали сложные техники Востока к простым, доступным материалам, что привело к созданию высококачественной технической продукции.
Каким бы ни был диск — круглым, овальным, фигурным, букетом, россыпью, венком — все работает в давно заведенном порядке. Они работают с кистями и масляными красками. Краска разбавляется льняным маслом, а кисти промываются скипидаром. Наборы кистей большие и варьируются от очень тонких до размера иглы. Каждая кисть предназначена для различных мазков. Кисть — главный инструмент учителя. У каждого есть свой набор кистей, подобранный под его руки и манеру поведения.
Живопись на диске Jostobo многослойная. Первый слой — это «дублирование» — их красят в конце дня. В сложной композиции разбросаны пятна цветов, листьев и бутонов. Каждое пятно на своем месте гармонирует с замыслом автора и формой диска. Следующий этап — сушка.
После высыхания художник приступает ко второму этапу живописного процесса: «штриховке». Это предполагает нанесение «прозрачного» (прозрачного) цвета на более темные участки цветов и листьев. Третий этап — «наслоение». Темные, непрозрачные цвета дополняют светлые пятна, и то тут, то там появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов и листьев. Следующий этап — «разметка». У каждого мастера свой способ сиять — широкий и мягкий, тонкий и бледный. Он подобен ритму музыки, похож на медленное пение или интенсивный танец.
‘Рисовать’ жостовцев означает рисовать яркие контуры краев цветов, лепестков, бутонов и листьев. Создание «семян» означает рисование пестиков и тычинок на цветах и бутонах. И, наконец, «привязка». Это легкая трава, которая заполняет промежутки между цветами и листьями и каким-то образом связывает всю композицию. У одних художников много переплетов, а у других — очень мало. Одни делают его ярче, другие сливаются с фоном диска. Теперь картина завершена. Остальное высушивается и передается мастеру-декоратору.
Художники и фальсификаторы постоянно вынашивают идею создания новых форматов пластинок, гармонирующих с сериями классических жостовских произведений. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и фальсификаторов, приводит индустрию к новым, современным и популярным художественным продуктам, не впадая в китч или дурной вкус.

